С 01.01.2019 вступают в силу изменения системы нормирования в области охраны окружающей среды, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ). Более подробно о разработке и вступлению в силу нормативных правовых актов во исполнение Закона № 219-ФЗ доложат представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, поэтому остановимся на основных процедурах вступающих норм и требований.
С 01.01.2019 нормами Закона № 219-ФЗ предусмотрен переход на следующую систему:
Для объектов I категории появляется обязательство по получению комплексного экологического разрешения, на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи указанной информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (КЭР действует 7 лет).
Для объектов II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (для деятельности, осуществляемой на объекте II категории), - появляется право получить комплексное экологическое разрешение.
Для остальных объектов II категории – введено обязательство по подаче деклараций о воздействии на окружающую среду (действует 7 лет).
На объектах III категории должны быть разработаны программы производственного экологического контроля, а также при наличии таких выбросов и сбросов – рассчитаны нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности); нормативы образования отходов и лимиты на их размещение – устанавливаются на основании отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, представляемые в территориальные органы Росприроднадзора или уполномоченный гос.орган субъекта РФ в уведомительном порядке.
Для получения комплексного экологическое разрешения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает в территориальный орган Росприродназора соответствующую заявку, которая рассматривается на предмет комплектности, размещается для ознакомления заинтересованных лиц на официальном сайте и по итогам процедуры рассмотрения территориальный орган Росприроднадзора принимает решение о выдаче или отказе в выдаче КЭР.
Заявки на получение КЭР принимаются в электронном виде, через Личный кабинет природопользователя или специализированное программное обеспечение предприятий.
По объектам II категории юридические лица и индивидуальные предприниматели подают Декларацию о воздействии на окружающую среду, которая включает:
- Основные сведения о заявителе и объекте негативного воздействия;
- Информацию о реализации природоохранных мероприятий
- Программы производственного экологического контроля
- Данные об аварийных ситуациях (за 7 лет)
- декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
К Декларации прилагаются:
- Расчет нормативов допустимых выбросов/ сбросов;
- Обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- При невозможности соблюдения нормативов – материалы для выдачи разрешения на временно разрешенные выбросы / сбросы: сведения о фактических показателях объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ и план мероприятий по охране окружающей среды.
Декларации можно будет подать в территориальные органы Росприроднадзора и уполномоченные государственные органы субъектов РФ в электронном виде, через Личный кабинет природопользователя или специализированное программное обеспечение предприятий.
Для объектов III категории должны быть:
- разработана программа производственного экологического контроля;
- рассчитаны нормативы допустимых выбросов/ сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ.
Программа ПЭК, отчет о реализации ПЭК.
-
Ежегодно в срок до 25 марта юридические лица и индивидуальные предприниматели по объектам I, II и III категории должны отчитываться о результатах выполнения программы производственного экологического контроля.
-
Электронные сервисы подачи отчета о реализации ПЭК разрабатываются Росприроднадзором, поэтому отчет также можно будет подать в территориальные органы Росприроднадзора и уполномоченные государственные органы субъектов РФ в электронном виде, через Личный кабинет природопользователя или специализированное программное обеспечение предприятий.
Отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов
В соответствии с п.4 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают ПНООЛР.
Указанные нормы Закона № 89-ФЗ в настоящее время распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность.
С 01.01.2019 вступают в силу изменения системы нормирования при которых нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – НООЛР) разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
По объектам IV категории разработка НООЛР и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
Согласно п.3 Закона № 219-ФЗ для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, НООЛР устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (далее – КЭР), предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды. Перечень документов, необходимых для получения КЭР, установлен п.6 ст.1 Закона № 219-ФЗ.
Заявка на получение КЭР должна содержать в том числе расчеты технологических нормативов, расчеты нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ, а также обоснование НООЛР.
Согласно ч.1 ст.11 Закона № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, НООЛР, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до 1 января 2019 года, действуют до дня получения КЭР.
С отчета за 2018 год сведения по статистической форме 2-ТП (воздух) будут подаваться в территориальные органы Росприроднадзора.
Соответствующий приказ утвержден Росстатом (приказ № 661 от 08.11.2018). Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отчитывающихся по данной форме не изменилось, в форму отчета для возможности формирования отчета в автоматическом режиме респондентами через Личный кабинет природопользователя было введены поля «код объекта ОНВ», «код ОКТМО» и «код ОКВЭД».
В настоящее время приказ с приложением указаний по заполнению формы 2-ТП (воздух) доступны в правовых системах. В ближайшее время планируется ввод в эксплуатацию подсистемы подачи отчета в Личном кабинете природопользователя, также отчет, как и прежде, можно будет подать через программы сдачи отчетности (операторов ЭДО). Срок подачи отчета – до 22 января 2019 года.
Личный кабинет природопользователя.
Все вышеперечисленные отчеты и государственный услуги можно направить и получить через Личный кабинет природопользователя.
Уже в настоящее время через Личном кабинете
- реализовано более 10 сервисов подачи отчетов,
- доступны калькуляторы расчета уровня надзора, категории негативного воздействия и категории риска объектов негативного воздействия,
- работает сервис уведомлений о проверках, истечении срока действия разрешений и лицензий,
- можно провести самоаудит и ознакомиться с обязательными требованиями, получить информацию из реестров и многое другое Изменения с 1.01.2019.